Понятие «альтернативное кантри» может относиться к нескольким идеям. В целом, любую кантри-музыку, отличающуюся от превалирующего тренда, можно зачислить в “альтернативное кантри». Согласно этому стандарту, например, «бэйкерсфилдский саунд» был альтернативой в 50-е, а музыканты из Лаббока, Техас играли альтернативное кантри в 60-е.
Однако, в 90-е термином «альтернативное кантри» стали обозначать очень неоднородную группу музыкантов и певцов, существующих вне традиций и индустрии мэйнстримного кантри. В общем, эти музыканты не ставили на первое место высокое качество продюсирования, сторонились поп-имиджа нэшвиллского кантри-тренда и делали музыку с сырым звучанием, часто пронизанную эстетикой панка и рок-н-ролла и выходящую за рамки традиционных правил кантри-музыки. Лирика часто мрачна, имеет готический оттенок или указывает на социальные проблемы. Во всех других отношениях, музыкальная стилистика исполнителей, работающих в данном направлении, часто имеет мало общего и простирается от американских народных песен и блюграсса через рокабилли и хонки-тонк до музыки, которую трудно отличить от мэйнстримного рока или кантри. В самом деле, у многих исполнителей альтернативного кантри есть панк- и рок-прошлое. В это, уже достаточно широкое определение, часто вносится неразбериха, источником которой являются исполнители, отрицающие свою принадлежность к данному движению, мэйнстримные исполнители, причисляющие себя к альтернативному кантри, и заявления о том, что классические исполнители кантри и просто ветераны кантри-музыки относятся к альтернативному направлению. «No Depression», наиболее известный журнал, посвященный этому жанру, заявляет, что освещает «альтернативное кантри (чем бы оно ни являлось)».
Несмотря на эту неразбериху, имеется устойчивое мнение, что альтернативное кантри родилось, благодаря двум противоположным влияниям. Первое – традиционная американская кантри-музыка, музыка рабочего класса, которую сберегли и сделали доступной для людей такие люди как Вуди Гутри (Woody Guthrie), Хэнк Уильямс (Hank Williams) и The Carter Family. Второе – кантри-рок, результат смешивания кантри и агрессивного звучания рок-н-ролла. Наиболее распространено мнение, что первым кантри-рок начал исполнять Грэм Парсонс (Gram Parsons), называвший свой стиль «космической американской музыкой», хотя Jason and the Scorchers и Стив Ирл (Steve Earle) часто упоминаются как авторы важных нововведений. Эти два стиля смешались на альбоме Uncle Tupelo «No Depression» в 1990 году, и этот диск часто называют «первым альбомом в стиле альтернативного кантри». Группы Whiskeytown и The Old 97’s продолжили разрабатывать данное направление, и бывший вокалист Whiskeytown Райан Адамс (Ryan Adams) продолжает формировать жанр, работая сольно.
Сегодня растущее количество музыкантов со всей страны используют более темный, грубый подход к жанру, создавая субкультуру, получившую название “Gothic Americana”. Многие ставят создание этого стиля в заслугу музыкантов денверской сцены середины-конца 90-х годов, таких как The Denver Gentlemen и 16 Horsepower и их вокалиста, Дэвида Юджина Эдвардса (David Eugene Edwards). В настоящее время исполнители альтернативного кантри смешивают в своем творчестве традиционный фолк, американу, цыганскую музыку, блюз, блюграсс, кантри и рокабилли с панком и альтернативным роком, создавая оригинальный стиль музыки, глубоко укоренившийся в альтернативном кантри, но гораздо более темный и мрачный. Традиционные инструменты – скрипка, банджо, гармоника, аккордеон и мандолина используются наравне с электрогитарами, мощным драммингом и контрабасом, создавая динамический, сырой саунд. Сцена охватывает большое количество исполнителей и музыкантов, выступающих вместе с танцорами бурлеска и цирковыми уродцами. Количество поклонников, привлеченных такими актами как Woven Hand, Slim Cessna’s Auto Club, O’ Death, Jay Munly, Strawfoot, Reverend Glasseye, Curtis Eller, The Monads, Creech Holler, William Elliott Whitmore, The Handsome Family и т.д., быстро растет по всему миру.
ТОП жанра «alt-country»