Блюграсс (англ. Bluegrass) — форма коренной американской музыки. Корни этого стиля уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку. Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с британских островов, афро-американцев, а также джаза и блюза. В блюграссе, как и в джазе, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает Блюграсс от других ранних музыкальных стилей, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.
Инструментальное сопровождение
Блюграсс-исполнители используют различные струнные музыкальные инструменты для создания уникального звука.
В отличие от традиционного кантри, Блюграсс основывается, главным образом, на акустических струнных инструментах. Скрипка, пятиструнное банджо, акустическая гитара, мандолина и контрабас. Иногда, к ним присоединяется резонаторная гитара.
Поклонники блюграсса ведут яростные споры о том, какие музыкальные инструменты должны использоваться в настоящем блюграсс-ансамбле. С тех пор как этот стиль получил своё название от ансамбля Билла Монро, «The Blue Grass Boys», многие считают, что инструменты, использовавшиеся в этой группе и являются традиционными блюграсс-инструментами. А именно: мандолина (на которой играл сам Монро), скрипка, гитара, банджо и контрабас. Различные блюграсс-коллективы используют также аккордеон, губную гармонику, фортепиано, ударные, электрогитару и т. д. Эти инструменты являются более прогрессивными и несколько изменяют традиционный блюграсс.
История создания
Возникновение стиля блюграсс произошло в середине 1940-х годов, вскоре после войны, которая препятствовала развитию музыки. Как и в случае с другими музыкальными стилями, его изобретение нельзя приписать какому-то одному человеку. Блюграсс является смесью блюза, регтайма, джаза и других ранних стилей. Тем не менее, следы возникновения блюграсса ведут к одному ансамблю. Сегодня, Билла Монро называют отцом-основателем музыки блюграсс; стиль был назван по имени его группы «The Blue Grass Boys», основанной в 1939-м году. Присоединение к ним, в 1945-м, Эрла Скраггса, который владел уникальной техникой игры на банджо, является ключевым моментом в образовании жанра. Выступая с 1945-го по 1948-й, группа, в которую, помимо Монро и Скраггса, входили гитарист Лестер Флатт, скрипач Чабби Уайз и басист Ховард Уоттс, создала совершенно уникальный звук и инструментальный стиль, который является образцом и сегодня.
По понятным причинам, пока «The Blue Grass Boys» были единственной группой играющей подобную музыку, это был их собственный уникальный стиль. И он не мог быть отдельным музыкальным стилем пока другие группы не начали играть в подобном ключе. В 1947-м году, братья Стэнли записали традиционную песню «Molly and Tenbrooks» в стиле «Blue Grass Boys», и этот момент можно считать точкой появления блюграсса как самостоятельного стиля.
Блюграсс никогда не являлся фолк-музыкой в прямом понимании этого слова. Тем не менее, повествовательные темы многих песен очень напоминали фолк. В действительности, многие песни в стиле блюграсс являются старыми фолк-песнями, переработанными заново. На протяжении своей истории, блюграсс игрался профессиональными музыкантами. И хотя любители также оказывали достаточно большое влияние, тон в этом музыкальном стиле задают именно профессионалы.
Поколения блюграсса
Первое поколение блюграсс-музыкантов доминировали в жанре с момента его создания в середине 40-х до середины 60-х годов. Это поколение состоит из музыкантов, которые выступали в течение «золотого века» в середине 50-х, включая Билла Монро со своей группой, братьев Стэнли, Лестера Флата и Эрла Скраггса с их новым ансамблем «The Foggy Mountain Boys». Также были популярны Джимми Мартин, Мак Уайзман, Эрл Тэйлор, братья Осборн, группы Reno and Smiley, Lonesome Pine Fiddlers, The Dixie Travellers, Jim & Jesse и др.
Второе поколение блюграсса получило известность в середине 60-х годов. Хотя многие музыканты этого поколения играли в блюграсс-бэндах и ранее (как правило, в юном возрасте). Наиболее яркие представители этого поколения: The Dillards, Дж. Д. Кроу, Дойл Лоусон, Норман Блэйк, Сэм Буш, Дэл Макоури, Тони Райс и др. Второе поколение принесло с собой, так называемый, «прогрессивный блюграсс». Самыми известными ансамблями этого направления были: New Grass Revival, Seldom Scene, The Kentucky Colonels.
Третье поколение достигло расцвета в середине 80-х годов. Это поколение привнесло множество значительных изменений в блюграсс. Рики Скэггс, который начинал как блюграсс-музыкант и переключился на классическое кантри в 80-х, вернулся в блюграсс в 1996-м и с тех пор записал несколько альбомов и дал большое количество концертов со своим ансамблем Kentucky Thunder. Вслед за этим он организовал собственную звукозаписывающую компанию «The Skaggs Family Records» и является одним из самых известных музыкантов этого стиля. Такие звезды кантри как Долли Партон и Пэтти Лавлесс также записали несколько блюграсс-альбомов, усилив, таким образом, влияние блюграсса в современной музыке. Одними из самых популярных блюграсс-исполнителей сегодня считаются, также, Элисон Краусс, Ронда Винсент, Дойл Лоусон, Blue Highway и др.
ТОП жанра «bluegrass»