Visual Kei (яп. ヴィジュアル系 видзюару кэй) — субкультура, возникшая на базе японского рока в 1980-е. «Visual kei» означает буквально «визуальный стиль». Так начали именовать себя музыканты из Японии, использовавшие необычную атрибутику, основной целью которой было шокировать зрителя визуально. Поклонники вижуал кэй называются вижуал кидз.
Данный стиль был изобретён в Японии такими группами, как X JAPAN , Luna sea , Dir en grey, Malice Mizer и др, под влиянием западных глэм-рок- групп. Суть вижуал кэя состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Таким образом, музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл. Визуализм направлен в сторону андрогинного идеала человека.
Вижуал кэй часто заимствует образы из японских мультипликации (анимэ), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кэя активно используются элементы традиционной женской моды.
Первая волна
Многие вижуал-группы 80-х годов представляли из себя увеличенный аналог глэм-метала, например такие группы как X JAPAN и Color. Так, гитарист первых Хидэ и вокалист последних Томми «динамит» (впоследствии в 1986 году основал мэйджер-лейбл Free-Will, наиболее крупный на данный момент) увлекались группой Kiss. Творчество этих групп в основном было похоже на западный (в основном американский) глэм-метал.
Вторая волна
В 90-х годах после спада глэм-метала и рассвета альтернативного рока большинство вижуал групп начали эксплуатировать готический образ. В 1992 году образовалась группа Malice Mizer, её лидер гитарист Мана одевался на сцене в женскую одежду и с помощью макияжа придавал себе андрогинный облик — использовал изобретённый им образ готической лолиты. Данный подход стал очень популярен на вижуал-сцене и множество групп стало использовать андрогинный облик или вызывающие элементы во внешнем стиле, так сформировался Котэ кэй, также называемый original visual или oldschool visual kei. Одной из самых значимых групп этого направления считается Syndrome - группа бывшего басиста La:Sadie’s (остальные участники сформировали вскоре группу ставшей очень популярной Dir En Grey) Кисаки, впоследствии он продюсировал и продвигал многие группы этого направления.
Некоторые группы, в отличие от популярного готического образа, стали использовать элементы традиционной японской культуры в музыке и текстах. Появились такие группы как Onmyo-za, которая совмещала в себе западный хеви-метал и японские народные мелодии, а в лирике использовала японскую мифологию.
В середине 90-х годов в Нагоя развилось андерграундное направление, которое в противовес мейнстримовым группам, где был сильный упор на кричащую и андрогинную внешность, стали использовать более простой, но более злой и мрачный имидж и больше сконцентрироваться на исполняемой музыке. Поскольку большинство групп направления были из города Нагоя, то СМИ данное направление окрестили Nagoya kei (яп. нагойский стиль). В отличие от старых направлений, которые создавали музыку под влиянием глэма, различных направлений готической музыки и метала, то на группы Нагоя оказали сильное влияние британский панк и западный готик- или дет-метал. Нагоя кэю присуще более мрачная атмосфера чем коте, так же нагойские группы часто стремились утяжелить своё звучание добавляя тяжёлые гитарные партии и более тяжёлыми басами, в вокале часто преобладали брутальные приёмы, такие как граул и скрим. Позже с появлением альтернативной музыки, группы Нагои под её влиянием приобрели ещё более тяжёлое звучание, в основном нагойские группы стали исполнять творчество в направлениях: различные агрессивные виды хардкора и альтернативный или трэш/дет-метал.
К 1999, мэйнстримовая популярность вижуал кэя пошла на спад, X JAPAN развалились из-за смерти ведущего гитариста Hide. В начале следующего десятилетия развалились многие группы такие как Raphael и Malice Mizer.
Третья волна
Но в середине 2000 жанр снова начал набирать популярность, Luna Sea и X JAPAN снова собрались вместе, так же возросло количество новых групп, которое СМИ окрестили neo vijuaru kei. Многие из этих групп добились большой популярности и оказали влияние на последующие группы: the GazettE, (DEATHGAZE и lynch. группы получили статус культовых в направлении Nagoya kei и подняли его), Matenrou Opera, 9GOATS BLACK OUT, Danger Gang, exist†trace (больше появилось полностью женских групп), Screw, Nightmare и многие другие. В отличие от прошлых групп исполнители неовижуала стали более уникальны во внешном плане, так же на большинство новых групп оказали влияние финские метал бэнды (спид-пауэр-метал, современный готик- и симфо-метал и американский хардкор (металкор/деткор), поэтому большинство групп начали исполнять музыку именно в этих направлениях: так, большое распространение получил металкор и некоторые элементы дет-метала (DELUHI, Dio - distraught overlord, Girugamesh, Sadie), симфо-пауэр-метал (Versailles, Matenrou Opera).
Также в начале 2000-ых как противовес большинству вижуал-сцены, где преобладали группы с агрессивной музыкой и мрачным образом и лирикой появилось направление осярэ кэй (Oshare kei — слащавый, фешенебельный, элегантный). В мейнстрим этот подстиль вывела группа An Cafe. Так большинство ошаре бэндов начали использовать яркие цвета, (например розовый) вместо преобладающего чёрного и красного у котэ и нагоя. Музыка осярэ базируется на альтернативном роке, синти-попе, электронике и в редком случае более тяжёлых направлений (Смешение осярэ с котэ — Котэоса), лирика базировалась на позитивных моментах жизни в отличае от остальных направлений. Позже такие группы как Nightmare, Lolita23, SuG и Ayabie стали соединять в своём творчестве осярэ кэй с котэ, в итоге появилось направление котэоса, которое сочетает в себе тяжёлые агрессивные композиции с позитивными мелодиями и припевами, а также гламурным внешним видом с элементами стиля котэ. Но направление считается подвидом именно осярэ.
К 2007-2008 году начали снова возрождаться старые направления, часто участники распавшихся в прошлом групп стали собирать новые коллективы в тех же направлениях. Так появилось много коте кей бэндов — Chariots, D (проект вокалиста и гитариста Syndrome), Vidol, Danger Gang, SUICIDE ALI, Phantasmagoria, -OZ-, Nega, Megaromania, gaara, UnsraW и нагоя — WERKMARE, meth., Yaminade. Так же стал набирать популярность Ангура кэй — Kagrra,.
В отличие от первой волны группы которой были слабо известны за пределами Японии, группы 2000-х годов заработали мировую известность, так наибольшие количество фанов вижуал получил в Германии, Испании, России и Америке. Так, например, большинство мейнстримовых групп частые гости на иностранных аниме фестах, также большинство групп гастролируют в Германии имея там большие фан клубы. В последнее время возросло количество поклонников Вижуал кея в России, так же такие группы как D'espairsRay, 雅-miyavi-, Girugämesh, An Cafe и Dir en grey вписали Санкт Питербург и Москву в график своих туров.
Деление на виды
Нужно иметь в виду, что для J-rock музыкантов их внешний облик играет ничуть не меньшую роль, чем непосредственно музыка. Правильнее будет сказать, что у Visual-групп музыка и образ — это понятия равнозначные, дополняющие друг друга. Очень часто внешность исполнителей несёт некую информацию. Любое музыкальное направление рано или поздно рождает свой стиль в одежде, макияже и аксессуарах. Visual kei рассматривается как и с музыкальной, так и с визуальной стороны, — неотделимо одно от другого. Visual kei как стиль представляет себе полную мешанину и в музыке, и в образах, потому что был порождён увлечением японцев музыкой и стилем западных групп совершенно различных направлений, с добавлением j-rock’a в эту гремучую смесь. Поэтому его рассматривают и как отдельный, обособленный жанр J-rock, выделяя в нём стилистические поджанры.
Так же необходимо упомянуть что сцена вижуал кей как и jrock в целом делится на индисов и мэйджеров.
-Инди (англ. indi) группы записывающиеся на инди (независимых) лейблах, либо своими силами. В отличае от мэйджеров сильнее пытаются привлечь слушателей внешним видом или музыкой. Большинство групп начинает именно как инди-группы. Вскоре часто после получения известности многие группы переходят на мэйджер-лейблы, часто при этом частично или полностью отходя от вижуального образа
-Мэйджер — группы, имеющие контракт с крупными звукозаписывающими лейблами.
Вижуальный стиль имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой не только внешне, но и в музыкальном плане; кроме того, следует отметить, что некоторые группы могут носить признаки 2-х и более стилей.
ТОП жанра «visual kei»